Интересное исследование финансовых предпочтений россиян проведено НАФИ — Национальным агентством по финансовым исследованиям. Согласное его результатам, жители РФ охотнее берут кредиты в банках, чем размещают депозиты.
77% активного, трудоспособного населения, в целом, охвачено тем или иным банковским сервисом – депозитными, карточными и кредитными продуктами. Здесь банки существенно опережают, например, страховые компании. Доля россиян, потребляющих страховые услуги – 57%. Вместе с тем, наших соотечественников трудно назвать полноценными и осознанными действующими лицами финансовых программ. Надо сказать что, максимальная доля клиентов (44%) охвачено зарплатными проектами, без участия в которых сейчас невозможно получать заработную плату на предприятиях и организациях.
Отличительной особенностью банковских предпочтений россиян является их склонность скорее взять кредит, чем разместить депозит в финансовом учреждении. 39% клиентов это заемщики — против 24% вкладчиков. Такое соотношение станет еще более контрастным, если из числа вкладчиков убрать собственников депозитов до востребования. Общеизвестно, что такой вид вклада является, чаще всего, расчетным (текущим) банковским счетом физического лица. Тогда доля «реальных, срочных», вкладчиков снизится до 15%. В большей степени такая ситуация присуща малообеспеченному населению, с доходами не более трех тысяч рублей на одного человека.
Препятствиями для полноценного потребления максимально широкой линейки финуслуг, по мнению специалистов НАФИ, является низкая финансовая грамотность населения. Это особенно проявляется на фоне достаточно высокой сложности позиционируемого банками и иными финоргаиизациями сервиса. Вторая причина – недостаточная надежность поставщика финансовых услуг. Причем, в последнее время, это касается не только небанковских и микрофинансовых организаций, страховых компаний, но и представителей самого банковского сектора. Тенденция нашла яркое подтверждение чрезмерно высоким числом закрытых, обанкротившихся или санируемых банков в России на протяжении 2013-2014 гг.
Сами финансовые учреждения среди главных барьеров на пути к клиенту видят высокие расходы при использовании их услуг и продуктов, ограниченность ассортимента, а также невозможность эффективно приблизить свой сервис непосредственно к потребителям.